О чрезвычайных ситуациях в Кроноцком и Корякском заповедниках, Южно-Камчатском заказнике им. Т. И. Шпиленка просьба сообщать по телефону оперативного дежурного ФГБУ «Кроноцкий государственный заповедник»: +7-924-891-52-36.  

Если вы почувствовали землетрясение, сообщите об этом в Камчатский филиал геофизической службы РАН www.emsd.ru/lsopool/poll.php 

Конкурсы и акции Кроноцкого заповедника
 

Вопросы к конкурсу «Лучший читатель книг о природе»

Главная / Направления деятельности / Экопросвещение / Мероприятия и акции / Вопросы к конкурсу «Лучший читатель книг о природе»

----Вопросы к конкурсу «Лучший читатель книг о природе» Конкурс «Лучший читатель книг о природе» приближается к финалу. Организаторы опубликовали список вопросов для участников. До 10 сентября нужно успеть дочитать литературные произведения и дать правильные ответы.

Обращаем ваше внимание: вопросы переписывать в дневник не надо!

Категория «Дошкольники (Семья)»
1. Акимушкин И. Жил-был медведь.
1.1. Что делала мама-медведица, когда новорожденному медвежонку становилось холодно?
1.2. Как называется верхняя часть берлоги?
1.3. Из чего медведи делают постель?
2. Берестов В. Честное гусеничное
2.1. Какое обещание дала гусеница девочке?
2.2. Где гусеница взяла шелковую ниточку и что она с нею сделала?
2.3. Кем стала гусеница после пробуждения?
3. Бианки В. Мышонок Пик
3.1. Почему сокол-трясучка не поймал мышонка?
3.2. Как мышонок перебрался с острова на другой берег?
3.3. Как удалось детям приручить мышонка?
4. Горький М. Воробьишко
4.1. Как звали воробьишку?
4.2. Какая опасность подстерегала воробьишку, когда он выпал из гнезда?
4.3. Кто спас воробьишку?
5. Санги В. Девочка-лебедь. Нерпа и камбала-звездчатка
5.1. Как нивхи называют лебедей и почему?
5.2. Кто предложил камбале свою помощь и почему?
5.3. Как у камбалы появились колючие наросты?
6. Семченко Н. Рассказы.
6.1. (Грибы-великаны). Почему грибы выросли выше деревьев?
6.2. (Заяц в море). Каких животных называют «морскими зайцами» и почему?
6.3. (Евражки). Почему более крупные звери сусликов почти не трогают?
7. Сладков Н. Загадочный зверь
7.1. По каким признакам автор пытался определить, что за зверек спрятался в ветках?
7.2. Чем питался таинственный зверек?
7.3. Кто прятался в ветках?
8. Ушинский К. Спор Воды с Огнем
8.1. О чем спорила Вода и Огонь?
8.2. Кто был судьей в их споре?
8.3. Кто одержал победу?
9. Чаплина В. Обыкновенная кошка
9.1. О чем хотели снять научный фильм в рассказе?
9.2. Как звали кошку?
9.3. Почему хозяйка кошки не стала забирать ее обратно после окончания съемок фильма?
10. Шим Э. Камень, Ручей, Сосулька и Солнце
10.1. Какое время года описано в рассказе?
10.2. Чем хвалились камень-валун, ручей и сосулька?
10.3. Кто на самом деле дарил всем тепло?

Категория «Школьники 1–2 класс»
1. Абрамцева Н. Лужица. Сказка о веселой пчеле.
1.1. Почему кот не съел воробья?
1.2. К каким цветам прилетала Жужа?
1.3. Какой подарок принесла пчелка осе?
2. Аспиз М. Чудо-листья
2.1. (Фабрика кислорода) Сколько литров кислорода вдыхает человек за сутки?
2.2. (Волшебные капли) Родственником какого цветка является манжетка?
2.3. (Дерево путешественников) Почему дерево путешественников так называется?
3. Афоньшин С. Сказки лесного Поволжья.
3.1. (Как Анютка медведя убаюкала) Зачем убегая от медведя, Анютка сняла кацавейку и платок?
3.2. (Как клесты с морозом воевали) Зачем мужичок-кержачок отправился в лес?
3.3. (Как клесты с морозом воевали) Как теперь помогают клестам их клювики?
4. Граубин Г. Почему осенью листопад?
4.1. Почему с ольхи и сирени листва опадает зеленой?
4.2. Сколько воды за лето испаряет большая береза?
4.3. Каким веществом наполнены клетки деревьев к первым холодам? Во что это вещество превращается во время морозов?
5. Зотов В. Как рак отшельник нашел себе друга
5.1. Что использовал рак в качестве домика?
5.2. Почему медуза не стала дружить с раком?
5.3. Кто спас рака и стал его другом?
6. Онегов А. Тропинка полевая
6.1. (Гвоздика) Почему возле цветков гвоздики нельзя встреть других насекомых, кроме бабочек?
6.2. (Мать-и-мачеха) Почему мать-и-мачеха так называется?
6.3. (Пастушья сумка) Как использовали пастушью сумку в старину?
7. Сладков Н. Птица-чечевица
7.1. (Овсянка) Какие «советы» дает овсянка в мае?
7.2. (Поганка) Чем особенны гнезда поганки?
7.3. (Пастушок) Какую птицу называют болотным барашком и почему?
8. Смирнов А. Зачем елке иголки. Рассказы.
8.1. (Ель) Почему семена ели могут разносится на 2–3 км от родного дерева?
8.2. (Кедр сибирский) Какая птица сажает кедровые леса?
8.3. (Пихта) Почему под пихтой нельзя найти ни одной шишки?
9. Снегирев Г.В разных краях. Рассказы
9.1. (В Ленкорани) Какие животные живут на рисовых полях в Ленкорани?
9.2. (Домик осьминога) Как осьминогу удается съедать моллюска из раковины?
9.3. (Сайра) Как кальмары ловят сайру?
10. Эйдельман Н. Что там, за морем-океаном?
10.1. Сколько времени занял путь по сибирским землям у Степан Крашенинникова?
10.2. Как назывался местный народ Камчатки, язык которого выучил С. Крашенинников?
10.3. Отчего, по мнению камчадал, горят горы?

Kатегория «Школьники 3–4 класс»
1. Аспиз М. Разные секреты. Рассказы.
1.1. (Живая палитра) Как может менять свой цвет палочник?
1.2. (Ловко устроились) Почему стрекательные клетки некоторых животных называют «клептокнидиями»?
1.3. (Разные секреты) Почему гусь выходит сухим из воды?
2. Жилин М. Многоэтажные острова
2.1. Что происходит с неркой, когда она попадает из океана в речку?
2.2. Каких морских животных называют фильтрами воды?
2.3. Как называются самые крупные командорские тюлени?
3. Зальтен Ф. Бемби
3.1. Как звали детенышей Энны?
3.2. Кто сказал Бемби «Будь храбрым», встретив его в лесу?
3.3. Кого звери в лесу называли Всемогущим?
4. Киселева М. Как шмель стал ученым. Сказки.
4.1. (Как расстались две подружки) Почему гусенички расстались, когда проснулись?
4.2. (Про куликов на болоте) Кто насиживает птенцов у куликов-плавунчиков?
4.3. (Про мохнатика и косматика) Что строят водяные пауки под водой?
5. Коптев Е. Час большой тишины
5.1. Почему некоторые белые куропатки кажутся розовыми?
5.2. Что послужило причиной появления серебряного света в лесном распадке декабрьским утром?
5.3. Какую птицу в рассказе называли «крылатым браконьером», который «за день она, лопни ее бока, килограмма два рыбы сожрет?»
6. Кузнецов О. Похождения хитрого Соленопсиса. Рассказы
6.1. (Похождения хитрого Соленопсиса) Откуда на старом пне появилась кругловатая кучка хвои?
6.2. (Похождения хитрого Соленопсиса) Кого называют муравьиными коровами?
6.3. (Тарбаганьи приключения) Как Ачжоку удалось незаметно подобраться к колонии тарбаганов?
7. Онегов А.С. На лугу. Рассказы
7.1. (Герань луговая) Почему герань луговую часто называют журавельником?
7.2. (Купальница) Почему часто, даже в безветренную погоду, цветки купальницы раскачиваются?
7.3. (Одуванчик) Какие животные не любят сок одуванчиков?
8. Перовская О. Мармотка
8.1. Кем работал в Важаихе Зобар Иваныч?
8.2. Почему старик принял решение уехать в Москву?
8.3. Кто спас Мармотку?
9. Сапарина Е. Когда звери говорили. Сказки
9.1. (Как жук колесо изобретал) Как некоторые ночные бабочки научились обманывать охотящихся на них летучих мышей?
9.2. (Как лесные водяных победили) Какое животное улавливает пахучее вещество по одной молекуле в одном кубическом метре воздуха?
9.3. (Паучишкина свадьба) Как ищут пару светляки?
10. Сладков Н.В лес по загадки
10.1. Кого называют лесными собачками?
10.2. Кто по дороге все лужи проверил, каждую пометил тонкими пальчиками?
10.3. У кого в уголках рта раскрываются уши?

Категория «Школьники 5–6 классы»
1. Абрамцева Н. Что такое зима. Сказки.
1.1. (Очень простая сказка) Как потерялся маленький лисенок?
1.2. (Сказка о тумане) Кто стал другом тумана и почему?
1.3. (Шелковая сказка) Что делало шелковую картину «живой»?
2. Даррелл Д. Говорящий сверток
2.1. Кто находился в свертке, который дети нашли на берегу?
2.2. Зачем при въезде в тоннель мадам Гортензия издала два оглушительных свистка?
2.3. Почему в Долине фениксов было опасно ходить без покрышки?
3. Дьяконов П. Зеленый друг Камчатки
3.1. Зимой, ближе к полыньям, на речке, можно заметить на снегу «корыто». Что это?
3.2. Сколько примерно раз в день подкармливают птенцов насекомоядные птицы?
3.3. Какой месяц в народе называют «бокогреем»?
4. Малиновский Э. Птицы Камчатки
4.1. Назовите самых многочисленных зимующих птиц Авачинской бухты?
4.2. Гуляя в зимнем лесу, можно увидеть, как буквально из-под ног, шумно хлопая крыльями, «взрывая» снег, вылетает птица. Как она называется?
4.3. Когда начинается камчатская орнитологическая весна?
5. Овчинникова А. Следы горностая. Рассказы
5.1. (Ждем у моря погоды) Из чего делали леску дед Иван и дед Сеня в детстве?
5.2. (Следы горностая) Зачем, по мнению героев рассказа, горностай любит бегать от одного человеческого жилья к другому?
5.3. (Ты чавычу видел?) Для встречи с какой птичкой отправились бабушка с внуком в лес? Что означало ее появление?
6. Онегов А. На лесной поляне. Рассказы.
6.1. (Ветреница) Как еще часто в народе называют ветреницу?
6.2. (Иван-да-Марья) Почему вокруг цветов Иван-да-Марьи обычно проложены муравьиные дорожки?
6.3. (Недотрога) Что происходит с плодами недотроги, если до них дотронуться?
7. Сетон-Томсон Э. Маленькие дикари, или повесть о том, как два мальчика вели в лесу жизнь индейцев и чему они научились
7.1. В чем разница между «работать, как бобр» и «боброванием»?
7.2. Куда мальчики отнесли маленьких бельчат?
7.3. Время от времени, по утрам, мальчики обнаруживали у своего типии отпечатки копыт. Они предполагали, что их оставляет олень. Однако, оленей в этих краях не водилось уже лет десять. Кому на самом деле принадлежали следы?
8. Скребицкий Г.А. Веселые ручьи. Рассказы. Сказки.
8.1. (Голубой дворец) Заботясь обо всех обитателях леса, к кому из них лесник имел особую привязанность?
8.2. (Любитель песни) Как мальчик помог художнику?
8.3. (Остров белых птиц) Кто воровал из дупла старой березы запасы у ребят?
9. Соколов-Микитов И. Звуки земли. Рассказы.
9.1. (Голуби) Каких небольших диких голубей можно наблюдать в Средней полосе России?
9.2. (Дятлы) Какой вид дятлов особенно любит муравьиные яйца, их личинки?
9.3. (Клесты) Какая особенность отличает клестов от других птиц?
10. Федосеев Г. Пашка из Медвежьего лога
10.1. Зачем охотники отправились в тайгу на поиски паутины?
10.2. Для чего Пашка собрал шерсть оленя?
10.3. Почему медведь, пришедший к ночевке людей, не напал на них?

Категория «Школьники 7–8 классы»
1. Арсеньев В. Дерсу Узала.
1.1. Когда отряд Арсеньева дошёл до верховьев реки Дунгоу, проводник Дерсу предупредил всех, что будет большой дождь. По какой примете он сделал такой вывод?
1.2. У Амагинского водопада Арсеньев, подражая Дерсу и желая показать, что он разделяет его мысли, хотел бросить в воду первое, что попало под руку. Почему Дерсу остановил его?
1.3. В походе Дерсу потерял чернильницу. Как объяснил Арсеньеву Дерсу значимость слов в связи с пропажей «грязной воды»?
2. Астафьев В.П. Лучшие рассказы для детей.
2.1. (Бойе) Что значит в переводе с эвенкийского языка на русский кличка собаки «Бойе»?
2.2. (Капля) Каких рыб ловили в реке герои рассказа?
2.3. (Милаха и кот Громило) Крыса была настолько умна, что придумала особый способ воровства яиц вместе со своими подчиненными. Как это происходило?
3. Верн Ж. Дети капитана Гранта.
3.1. Жак-Элиасен-Франсуа-Мари Паганель хотел направиться в Индию, чтобы стать из кабинетного ученого практикующим географом и выполнить одно важное поручение. О чём идет речь?
3.2. Когда яхта «Дункан» взяла курс к западным берегам Канарских островов, то 2 сентября она пересекла тропик Рака. Как называют испанцы тамошний влажный период, полезный для жителей африканских островов, страдающих от недостатка растительности?
3.3. Когда путешественники попросили Паганеля рассказать об исследователях Австралии, он сообщил, что только четверым из них удалось пройти весь материк с юга на север или с севера на юг. Перечислите путешественников, названных в связи с этим Паганелем.
4. Крутогоров Ю.А. Рассказы о деревьях.
4.1. (Обыкновенная берёза) В стародавние времена берёзу нарекли деревом четырех дел. Назовите их и прокомментируйте.
4.2. (Про пихту грациозную) Осенью с высоты птичьего полёта зелёная роща пихты грациозной отливает приятной голубизной. Почему это происходит?
4.3. (Зелёные паруса лиственниц) Какова скорость роста лиственниц за 10 лет?
5. Мархинин Е.К. Цепь Плутона. Сказка: Великая тайна Раскалы.
5.1. Кратко представьте всех главных героев сказки.
5.2. Какую великую тайну поведала Раскала?
5.3. На андезитовой гальке Анге стояла Надпись: Ша 186/64. Что она обозначала?
6. Обручев В. Земля Санникова
6.1. Какие животные помогли исследователям определить местонахождение Земли Санникова?
6.2. Почему онкилоны были шокированы купанием путешественников в термальном озере?
6.3. Из-за чего на Земле Санникова резко похолодало и начались наводнения?
7. Распутин В. Продаётся медвежья шкура
7.1. Что делал Василий с шкурами убитых медведей?
7.2. Чем внешне отличался медведь, с которым у Василия на охоте пошло все не так, как раньше?
7.3. Что почувствовал Василий, когда убил своего преследователя — белогрудого медведя?
8. Севастьянов А.А. Мой знакомый медведь.
8.1. Когда медведь похулиганил в лагере в очередной раз, Женька пошутил над пожилой женщиной, впервые увидевшей этого зверя. Что он ей сказал?
8.2. В результате чего на лице Зверобоя появились шрамы?
8.3. Чем объяснялось большое количество шатунов в одну из зим и обычное количество в следующую?
9. Сетон-Томпсон Э. Животные-герои.
9.1. (Лобо) О каком старинном убеждении идет речь в рассказе и в чем оно было не верно по отношению к волкам — героев произведения?
9.2. (Медвежонок Джонни) В каком году и где познакомился автор с медвежонком Джонни?
9.3. (Тито) Как Джек спас Тито?
10. Федосеев Г.А. Тропою испытаний.
10.1. Для чего геодезисты строятся деревянные пирамиды на некоторых участках местности?
10.2. Знаменитого проводника Григория Федосеева звали Улукитканом. Что означало это имя и почему его так назвали?
10.3. Март у местных эвенков считается месяцем больших снегопадов, частых буранов и затяжных наледей, покрывающих в это время русла рек. В связи с этим у стариков была пословица: «Лучше … … ехать, чем по наледи». Вставьте пропущенные слова в эту пословицу.

Категория «Школьники 9–11 классы»
1. Казаков Ю. Тедди.
1.1. Как Тэдди оказался на воле?
1.2. Случайно наткнувшись на овсяное поле, медведь решил вернуться туда снова. Почему овес так понравился ему?
1.3. Бродя по лесу, Тэдди научился доверять птицам. Почему, если он видел ворону, сидящую на вершине дерева и чистящую клюв, а чуть ниже нее сорок, смотрящих вниз, он немедленно отправлялся туда?
2. Моисеев Р. Королевская охота
2.1. Почему браконьеры чувствовали себя в безопасности в этой части леса?
2.2. Какое количество зайцев планировали убить браконьеры?
2.3. Почему браконьерам удалось осуществить задуманное?
3. Пальман В. Песни черного дрозда.
3.1. (Восточный кордон) Почему в поход с ветеранами Великой Отечественной войны отец и сын Молчановы не взяли своего пса Самура, а оставили его на попечение пасечника?
3.2. (Там, за рекой) Каким образом Саше Молчанову удалось довести до суда дело о браконьерстве бывшего лесника Козинского?
3.3. (Песни черного дрозда) Что сравнил автор книги с букетом диких гвоздик?
4. Федосеев Г. Мы идем по Восточному Саяну
4.1. Кто уничтожил пихтовый лес в Саянах в начале 40-х годов?
4.2. Кто разыскал автора в снегу после обвала?
4.3. Продвигаясь по Саяну, путники подверглись нападению клещей. Каким образом люди от них избавлялись?
5. Гржимек Б. Наши братья меньшие
5.1. Почему в территориальных водах Перу часто можно было наблюдать скопления кашалотов?
5.2. Автор, рассказывая о прекрасной музыкальной памяти птиц, перечисляет несколько «пересмешников»-рекордсменов. Назовите их.
5.3. Почему при содержании в неволе огромные носовые железы у гаги через несколько лет становятся незаметными?
6. Моуэт Ф. Не кричи «Волки!»
6.1. Каким образом в тундре появлялись желтые песчаные валы, извивающиеся как гигантские змеи?
6.2. В поисках добычи волки рыскают довольно далеко от логова. Сколько километров, по подсчетам автора, в нормальных условиях успевают сделать волки до зари?
6.3. Для чего охотники за пушниной убивают оленей?
7. Вознюк Ю. Таежная одиссея
7.1. С какой целью главные герои ловили норок на реке Б. Уссурка?
7.2. Какие виды животных были пойманы охотниками за все время пребывания в тайге?
7.3. Назовите персонажа повести, из-за действий которого группа ловцов не смогла вовремя закончить свое путешествие?
8. Линдбланд Ян. Белый тапир и другие ручные животные
8.1. Как самка осоеда приносила личинки ос для своих птенцов?
8.2. По какой причине чаще всего, по мнению автора, погибают в неволе ласки?
8.3. Поселив росомах в отдельном домике, автор регулярно навещал их. Куда росомахи, наевшись, прятали принесенное им мясо?
9. Верзилин Н. По следам Робинзона
9.1. Чем, растущим в лесу и богатым белком, по мнению автора, можно заменить мясо?
9.2. Какое лекарственное растение помогает путешественнику, если он натер ногу или поранился?
9.3. Что в лесу можно с успехом использовать в качестве зубного порошка?
10. Лоренц К. Кольцо царя Соломона
10.1. Какими полезными волшебными свойствами обладает кольцо царя Соломона?
10.2. Каких птиц автор советует приручать людям, не имеющим большого опыта в содержании домашних питомцев?
10.3. Как начинала вести себя стайка галок, если вдруг они замечали в руках автора черный предмет?

Список всех акций