Тушить пожары, оказывать первую помощь и уверенно ориентироваться в законах. В Школе защитников природы завершают обучение инспектора ООПТ

Тушить пожары, оказывать первую помощь и уверенно ориентироваться в законах. В Школе защитников природы завершают обучение инспектора ООПТ.

25.05.2022

Завершается третья смена Школы защитников природы по программе «Инспекторы ООПТ». Курс рассчитан на 11 дней, включает теорию и практику выявления нарушений режима охраны, патрульной работы, обеспечения безопасности в местах концентрации бурого медведя, тушения пожаров, оказания первой помощи и многие другие полезные для государственных инспекторов заповедных территорий навыки. 

«Гранит заповедной науки» успешно осваивают 12 сотрудников службы охраны заповедных территорий Кроноцкого заповедника и 7 госинспекторов природного парка «Вулканы Камчатки». В числе преподавателей представители надзорных природоохранных ведомств Камчатского края – лесной охраны, госохотнадзора, охраны водных биологических ресурсов, десантно-пожарной группы «Охраны Камчатских лесов от пожаров», представители федеральных и региональных особо охраняемых природных территорий (ООПТ) — Кроноцкого заповедника и природного парка «Вулканы Камчатки», эксперты заповедного дела. 

Кроме того, уникальным опытом с обучающимися поделились сотрудники Кроноцкого заповедника – участники пилотного проекта и бойцы сводного отряда пожаротушения Минприроды России, прошедшие обучение и стажировку по организации тушения ландшафтных пожаров на ООПТ. 

Во время обучения защитники природы в том числе получат навыки по документированию нарушений режима, организации патрулирования и сопровождения посетителей в условиях повышенных угроз, взаимодействию с силовыми структурами, надзорными ведомствами и местными сообществами. Познакомятся с изменениями в природоохранном законодательстве, практическим опытом оказания первой помощи пострадавшим, правильного поведения при встрече с медведем, особенностями ландшафтных пожаров на Камчатке и тактикой их тушения.

Особый акцент в программе сделан на навыки безопасности, поведения в чрезвычайных ситуациях. Условия работы госинспекторов федеральных и региональных ООПТ на Камчатке самые разнообразные и по большей части непростые: приморская тундра и горно-вулканические хребты, обильные осадки и низкие температуры, ураганные ветры и продолжительные метели, морской мягкий климат Восточного побережья и сильные морозы в центральной части. А ведь защитники заповедной природы отвечают не только за себя, но ещё и за большое количество оборудования, зачастую за туристов, которых сопровождают. Быть готовыми к любой нештатной ситуации — важнейшее умение для обучающихся инспекторов.

«Сотрудники оперативных групп и кордонной охраны забрасываются на удалённые заповедные территории для выполнения заданий на период от 1 месяца до 1 года. В этих условиях может произойти всякое, а помощь оперативно получить не всегда возможно: приходится рассчитывать только на себя и своего напарника. Необходимо хорошо знать территорию, повадки хищных животных, иметь навыки ориентирования, распознавания следов, управления и обслуживания автомототехники и маломерных судов, владения служебным оружием, применения беспилотников и фотоловушек, организации тушения пожаров, первой помощи, и многое другое», – отметил Всеволод Яковлев, заместитель директора по охране заповедных территорий ФГБУ «Кроноцкий государственный заповедник».

При этом учёба в Школе защитников природы — это не только навыки, которые нужно «отработать руками», но ещё и немалый интеллектуальный труд. Сотрудники должны уверенно ориентироваться в законодательстве, применять элементы проектного подхода и стратегического мышления.

«На занятиях мы не только стараемся дать максимально практические знания и по возможности отработать в полевых условиях наиболее характерные ситуации, связанные с нарушениями режима, но и нацелить на командную работу, проявление инициативы и новаторства. Например, на занятиях директора «Вулканов Камчатки» Любови Тимофеевой давались задания командам «учеников» организовать комплексную охрану конкретных заповедных кластеров с последующей «защитой» проектов, а также составить кодекс этики госинспектора и посетителя. У преподавателей и экспертов единое мнение — государственный инспектор должен четко знать пределы своих полномочий,  эффективно построить патрульно-рейдовые мероприятия с минимальными потерями, уверенно управлять сложными ситуациями и оперативно реагировать на зачастую меняющиеся условия в работе»,  – добавил Всеволод Яковлев.

Напомним, что проект «Школа защитников природы», направленный на подготовку кадрового резерва для природоохранных организаций Камчатки, усиление охраны заповедных территорий, повышение уровня экологической культуры населения, вовлечение общественности и «около заповедных кругов» в решение экологических проблем стартовал в конце 2020 года. Его реализуют ФГБУ «Кроноцкий государственный заповедник», Правительство Камчатского края и Ассоциация особо охраняемых природных территорий.

Фото:

Поделиться в социальных сетях: