Характеристика условий местообитаний и особенности экологии черношапочного сурка в горно-вулканических районах восточной камчатки

Автор: Мосолов В. И., Рассохина Л. И. 

На территории Кроноцкого государственного природного биосферного заповедника (Восточная Камчатка; 1 114 тыс. га) известно более 45 колоний и семейных поселений черношапочного сурка (Аверин, 1948; Токарский, Мосолов, 1993; Мосолов,Токарский,1994; Мосолов, 1997).  

Зона обитания сурков на заповедной территории весьма обширна: отдельные поселения и колонии встречаются в широком интервале высот — от приморской зоны (Кроноцкий полуостров) до предгорий вулканических массивов (1600 м. н.у.м.).  

Практически везде сурки в своем распространении связаны с горно-тундровой растительностью и открытыми стациями обитания. Большое влияние на территориальное размещение колоний оказывают рельеф горно-вулканических районов и характер распределения снежного покрова. Именно вследствие этих факторов формируется растительный покров. В местах расположения колоний растительность представлена горно-тундровым типом с преобладанием кустарничковых сообществ. Флора в зоне обитания сурков довольно богата, кроме мхов и лишайников, включает более 150 видов сосудистых растений (до 90% видов составляют травы и кустарнички). 

Наибольшей специфичностью по экологическим условиям обитания отличаются поселения сурков в горно-вулканических районах Кроноцкого заповедника. На его территории расположено 25 вулканов, в т.ч., 11 — действующих. Их влияние комплексно проявляется в формах рельефа (кальдеры, конуса, шлаковые поля и лавовые потоки), структуре субстрата и формировании типов растительных сообществ. Это обеспечивает условия для норения и зимовки, защитность и кормовую базу стаций обитания сурков в горно-вулканических районах.  

Для горно-вулканических районов заповедной территории (более 60% площади) выделяются два основных типа местообитаний сурков: склоны вулканических конусов; шлаковые поля и лавовые потоки в кальдерах вулканов. 

а). Склоны вулканических конусов: 
Данные экотопы весьма мозаичны и содержат крупный обломочный материал, аккумулирующий мелкозем и влагу. Пустоты в камнях обеспечивают естественные условия для зимовки и устройства нор. Обзорность кормовых участков и прилегающей территории гарантирует безопасность от хищников. Неравномерное распределение снежного покрова на склонах вулканов резко изменяет по годам кормовую базу сурков в данных типах местообитаний. Сурки живут небольшими (до 5–6 семей) поселениями, занимая зону обитания от 600 до 1600 м. над у.м. Отдельные семейные участки располагаются в узких полуцирках и истоках сухих рек. Зимовочные норы зверьки роют по краю каменистых россыпей и у основания отдельных скал. Кормовые участки семей располагаются по периферии снежников, где вегетация травянистой растительности растянута по срокам. Данные местообитания характеризуются высокой долей нежилых нор, низким уровнем рождаемости и большой смертностью детенышей. Жесткая привязка таких поселений к временным участкам сочной зеленой растительности на склонах делает животных зависимыми от кормовой базы конкретного сезона.  
Для территории заповедника данный тип местообитаний сурков является преобладающим — более 70% всех поселений расположены в данных экотопах. 

б). Шлаковые поля и лавовые потоки в кальдерах вулканов:
Сурки в данном экотопе заселяют нижние части старых лавовых потоков и дно древних кальдер. Это, как правило, выположенные равнинные участки со шлаковыми полями и возвышающимися глыбами застывших лав. Площади, занимаемые одной колонией сурков, могут превышать 10 кв. км., при этом семейные участки (при хорошем зрительном контакте животных и бедной кормовой базой) размещаются разрозненно и на большем удалении друг от друга.  

В заповеднике давно известна колония сурков, обитающая в кальдере вулкана Крашенинникова (900 м. над у.м.). В 40-е годы эта колония считалась наиболее крупной в заповеднике (Аверин, 1948). В настоящее время сурки заселяют здесь старые лавовые потоки в юго-западной части кальдеры (800 га). Общая численность сурков оценивается на уровне 210 особей и в последние годы (1996–98) не изменяется. Единичные случаи расселения отдельных зверей за пределы кальдеры в район с. Дуга (8 км.) были неудачными. До 25% семейных участков в колонии остаются нежилыми. Наиболее стабильны семейные участки, расположенные на старых разрушенных лавах давно заселенных растительностью. 

Растительный покров по дну кальдеры занимает около 1,5 тыс. га. Растительность представлена «пятнами» низкопродуктивных ксерофитных кустарничков. Флора внутрикальдерных сообществ насчитывает 65–70 видов (до 75% видового состава — травы). При изменении характера распределения снежного покрова в последние 2–3 - года произошло заметное снижение продуктивности растительных сообществ на основных кормовых участках колонии. Сурки, несмотря на повышенную опасность от хищников (росомаха, беркут) вынужденно стали осваивать новые удаленные от нор площади. Это указывает на явную предпочтительность сурками сочных кормов.  

Многолетнее сохранение ядра колонии на одном и том же месте, несмотря на смену кормовой базы, указывает на повышенные требования сурков к местам строительства зимовочных и защитных нор (улучшенная аэрация и дренированность почвы, наличие подземных пустот). 

В период существования заповедника колония всегда была жилой (Летопись природы, 1968–1998); при жестко лимитированных условиях обитания численность сурков сохранялась на уровне 210–230 особей.

Поделиться в социальных сетях: