Наземные млекопитающие: Краткая характеристика медведей Кроноцкого заповедника

Краткая характеристика медведей Кроноцкого заповедника 
Автор: Никаноров А. П.  

Субпопуляционная группировка бурых медведей Кроноцкого биосферного заповедника на “старой” территории (964 тыс. га) оценивается нами в 650–700 особей. Это крупнейшая естественная охраняемая группировка данного вида в пределах всего мирового ареала. Она значительно (чаще многократно) превышает численность бурых медведей в любом ином заповеднике России, включая самые крупные, сибирские. В отличие от крупных субпопуляций, сохранившихся в ряде национальных парков Северной Америки (о. Кодьяк, например), где до сих пор допускается лицензионная охота, здесь отсутствуют подобные формы столь длительного, грубого и труднопрогнозируемого по последствиям селективного воздействия на популяции, несомненно подрывающие их естественную полноценность. Браконьерство в заповеднике вот уже свыше 20 лет крайне редко и не затрагивает основы внутрипопуляционной саморегуляции. Последние 2 рецидива имели место в 1993 г. Для успешного восстановления численности и охраны кроноцких медведей оказалось крайне важным, что заповедник все еще не стал “оазисом”, “осколком” дикой природы в зоне интенсивного природопользования, как это в итоге произошло с большинством заповедников европейской части России и национальных парков Северной Америки, оказавшихся, в конечном счете, “вычлененными” из окружающих, прежде естественных биот. 

Старейший (с 1882 г.) заповедник России и в конце 20-го века находится в благоприятном окружении обширных территорий, слабо измененных хозяйственной деятельностью. Плотность населения медведей на последних все еще достаточно высока, это дополнительно обеспечивает устойчивость кроноцкой субпопуляции. Еще одно немаловажное достоинство заповедника — его исключительно удачное местопоположение в регионе, полноценное представительство в нем основных биогеоценозов Восточной Камчатки. Такой удачный баланс отнюдь не является (как многие ошибочно полагают) непременной составляющей большинства даже крупных по размерам, известных биосферных заповедников. Примером может служить один из старейших в России, Кавказский. После необдуманных изъятий из его территории нескольких жизненно-важных для всей остальной биоты биогеозенозов, медведи, например, здесь просто обречены регулярно в массе своей выходить за пределы прежних границ: на нажировочные корма осенью и в берложные стации в предзимье (Насимович, 1940; Кудактин, 1987). 

Широкий спектр кормовых ресурсов Кроноцкого заповедника исключает необходимость протяженных сезонных миграций для медведей. Все вышеизложенное в совокупности позволяет расценивать кроноцкую группировку, как эталонную. В настоящее время формы антропогенного воздействия здесь близки к минимальным (настолько, насколько можно говорить об отсутствии антропогенного воздействия на существование очень значительной группировки крупных хищников в конце 20-го столетия) и такие определяющие показатели, как плодовитость, смертность, плотность населения в различных биотопах, общая численность колеблются в основном в зависимости от природных факторов. 

В ряде высокопродуктивных угодий ежесезонно формируются достаточно устойчивые зоны высокой концентрации зверей. В отдельных районах встречаемость достигает 10–15 особей на 10 км приморской береговой линии, 3–10 особей на 1 км протяженности речного русла нерестовой реки; плотность — до 15–20 особей на 1000 га. За час авиаучета возможно выявить до 30–50 особей, за 3–5 часов пешеходного маршрута — до 15–25, одновременно наблюдать с 1 пункта в открытых типах ландшафта до 8–12 и более (до 16-ти) зверей. Высокая активность и спокойное поведение на открытых и полуоткрытых ландшафтах в светлое время суток — характерная отличительная черта кроноцких медведей. Значительная часть популяции малопуглива в отношении человека. Все это облегчает наблюдения и анализ состояния субпопуляции: позволяет, к примеру, ежегодно контролировать показатели размножения по 40–60 разным выводкам.  

Вместе с тем кормовые ресурсы биотопов заповедника не являются чем-то особенным (широко распространенное заблуждение) в сравнении с другими территориями, по камчатским меркам они средние. Высокая численность кроноцких медведей — результат, в первую очередь и в основном, длительного и надежного заповедного режима. “Новая” (с 1992 г.) территория: в Мильковском районе, 43 тыс. га.  

Численность медведей неизвестна (не исследована). Ориентировочно здесь обитает до 30–40 особей. Группировка, очевидно, несет отпечаток длительного селективного промысла и браконьерства за предшествующий период. Есть основания полагать наличие браконьерского воздействия (в незначительных размерах) и в настоящее время. Среда обитания медведей почти ежегодно под угрозой разрушения из-за реальности переноса частых и широкомасштабных пожаров со смежной территории. Орографически и территориально медведи достаточно обособлены от кроноцких. Южно-Камчатский республиканский (с 1982 г.), заказник. 225 тыс. га.  

Численность медведей оценивается в 250–300 особей. Предполагаются значительные колебания из-за сезонных перекочевок на сопредельные территории и обратно. Реальной охраны до последнего времени не существовало, браконьерство имеет место и в настоящее время, широко развито на смежной территории. Кормовые ресурсы, в первую очередь за счет лососей на оз. Курильское, р. Камбальная и оз. Камбальное, высокой и более частой урожайности кедрового стланика, нередких выбросов крупных китообразных, превышают (относительно) ресурсы заповедника. В результате этого плотность населения медведей достоверно выше, чем в заповеднике и одна из наивысших на Камчатке. 

Бассейн Курильского озера — редкое по концентрации место медвежьих берлог (ориентировочно — до 80). В определенные сроки сезона доступно учесть за маршрут с лодки по периметру оз. Курильское свыше 46 особей, вдоль русла р. Камбальная (авиаучетом) до 60–80 , вдоль восточного побережья — свыше 5–15 особей на 10 км пешего маршрутов, за 2–3 часа авиаучетов — свыше 120. На отдельных участках отмечается высокая концентрация выводков, что в перспективе может обеспечить статистически надежный ежегодный контроль поло-возрастной структуры, рождаемости, смертности и других важных параметров. Плодовитость медведей заказника (2,2–2,5 сеголетка в выводке) достоверно выше, чем кроноцких (1,8–2,15), возможно — наивысшая для Камчатки. Выводки с 4 медвежатами отмечаются здесь почти ежегодно. Для сравнения — в заповеднике с 1967 г. достоверно известен только 1 такой случай. Южно-камчатские медведи, несмотря на длительное и масштабное браконьерство, до сих пор одни из наиболее крупных в регионе. Между кроноцкими и южно-камчатскими медведями отмечены и другие различия, очевидно достигающие уровня межпопуляционных. Эта гетерогенность, при условии организации надежной охраны в заказнике, может позволить полноценно обеспечивать в долговременной перспективе сохранение подвида Ursus arctos piscator Pucheran.

Поделиться в социальных сетях: